Под куполом слабых не бывает: история о том, как женщины-десантники штурмовали военкоматы и небо

Под куполом слабых не бывает: история о том, как женщины-десантники штурмовали военкоматы и небо

Небо. Парашют. Девушка

Никто, кроме них. Бойцы «крылатой пехоты» отмечают свой профессиональный праздник. Вопреки расхожему мнению, служба в воздушно-десантных войсках – выбор не только сильных мужчин, но и целеустремленных женщин. Как покорить небо и военкомат: ТК поговорил с женщинами-десантниками об армии, парашютах и войне.

«НЕ ЛЕТАЮ – ЗНАЧИТ, ПРЫГАЮ»

— В армии женщин нет. Есть военнослужащие. Так наш комбат говорил.

Ветеран боевых действий гвардии прапорщик Майя Джепбарова меньше всего подходит под образ военнослужащего: маленькая, хрупкая, с большими темными глазами. Сразу и не скажешь, что плечами – двадцать пять лет службы в армии, пятнадцать из них – в воздушно-десантных войсках.

Она родилась на границе Туркменистана и Афганистана в семье потомственных военных. С детства увлекалась спортом: занималась дзюдо, стрельбой и «охотой на лис» — особый вариант спортивной радиопеленгации. Мечтала служить в армии.

— Всегда привлекало небо. Хотела поступать в летное — и поступила. Конкурс такой был: сорок пять человек на место. Думала, стану стюардессой. Папа в последний момент документы забрал. А я тогда решила: раз не летаю – значит, прыгаю. Чтобы год даром не прошел, окончила техникум. А когда получила диплом, взяла маму – мне тогда только восемнадцать исполнилось, считалась еще несовершеннолетней – и пришла в военкомат.

 — Взяли?

 — Взяли, — кивает Майя.

Годы службы в Вооруженных силах Майя перечисляет по-армейски кратко:

— Начинала службу в Понтонно-мостовом полку, город Чарджоу. В 1995 году, когда наши войска выводили из бывших Союзных республик, попала в дивизию к Валерию Герасимову, сегодня начальник Генерального штаба Вооруженных сил России. Затем направили в Школу прапорщиков в Санкт-Петербург, оттуда получила распределение в Ельню Смоленской области. Далее Чучково и 16-я отдельная гвардейская бригада специального назначения. В 2003 году она была передислоцирована в Тамбов. Так я оказалась здесь.

В десантные войска, говорит, попала случайно. Зато мечта о небе сбылась: и совершать прыжки стала, и летать.

 — Страшно ли было совершать прыжок с парашютом? Да, конечно. И в первый раз страшно, и во второй, и в последующие. Не боятся только дураки. Ты всегда держишь в голове мысль, что любой прыжок – это риск.

Во время второй Чеченской Майя оказалась на войне. О военной романтике говорят только те, кто ничего о ней не знает.

— Война многому учит. По-другому смотришь на многие вещи, учишься ценить каждую минуту своей жизни и, прежде чем сказать, думаешь. Вот сказал сослуживцу вроде бы безобидное слово, а через полчаса его уже нет в живых, а ты так и не смог сказать ему, что просто пошутил.

Однажды случай был, рассказывает десантник, группа собиралась на боевое задание. Вдруг солдат заявил, что ему плохой сон приснился, мол, никуда не пойдет. За него товарищ вызвался. Все живыми вернулись. Во второй раз – та же история. И опять товарищ на выручку приходит. Только назад он не пришел. Погиб.

— Мы каждый год к Жене на могилу приезжали, с мамой его общались, старались поддержать. А в июне она от ковида умерла. Теперь рядом похоронены.

А место ли женщинам на войне? Там, где смерть приходит словно близкая родственница: нежданно и без приглашения. Майя отвечает:

 — Нашим бабушкам место было на войне? Сколько из них добровольцами на фронт ушли. Война – это всегда зло, в какое бы время она ни шла. Это страх, грязь и смерть. Но еще именно на войне проявляется особый вид человечности. Все наши ребята были героями. Случай был: в июле 2006 года наша колонна в засаду попала. Были убитые и раненые. Командир Роман Вольчук тогда грамотно приказ отдал. Если бы он чуть растерялся, погибших было бы больше…

В 2016 году Майя Джепбарова вышла на пенсию. Женщина признается: первое время тосковала по армии. Тянуло назад. Да и до сих пор тянет.

— Гражданка и армия – как небо и земля. В армии мы привыкли доверять друг другу. Если человек что-то пообещал, значит, он в лепешку расшибется, но сделает. На гражданке совсем не так. Столько разочарований было. После армии по-другому на все смотришь, все иначе оцениваешь. Стараешься нести больше добра, больше миротворчества. Наша ветеранская организация часто посещает детские дома, школы, колледжи и вузы, шефствует над ветеранами Великой Отечественной войны, проводит марш-броски и зарницы. Мы часто рассказываем о своих товарищах, о том, что в армии ценится. Не ради красного словца, а чтобы дети понимали, что такое боевое братство, когда ты в сложной ситуации можешь доверить свою жизнь другому человеку.

Сейчас Майя Джепбарова возглавляет котовскую школу ДОСААФ, продолжая вместе со своей командой готовить молодое поколение для службы в Вооруженных силах России.

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА

 Афган. 1985 год. Температура воздуха – за пятьдесят градусов. Светлана Чубукина смотрела на проходящих мимо женщин-военных и думала: «В армию? Ни-ког-да». Вместо туфель – берцы, вместо легкого платья – шерстяной костюм. Но как оказалось, никогда не говори никогда.

Светлана родилась на Луганщине. Как и любая девочка, мечтала обо всем на свете, только не об армии. После школы работала и заочно училась в техникуме. И работать бы ей в коммерции. Но! Пошла Светлана в военкомат – была тогда такая категория, как служащие российской армии. А через некоторое время пришла разнарядка в Афганистан. Девушку спросили: «Поедешь?». И она поехала.

Два года в армии почти как солдат-срочник. Отдельный батальон связи ВВС. Разница была лишь в том, что работала Светлана по специальности.

 — За два года мы стали едва ли не родственниками. Все друг друга знали. Если что-то случалось, новость мгновенно распространялась. Однажды сказали, что наш товарищ погиб. Только к вечеру выяснилось, что произошла ошибка. Как оказалось, он встретил друга. Они разговорились. Рядом стоящий человек, совершенно незнакомый, предложил поменяться местами, чтобы старые друзья смогли поговорить. Наш товарищ улетел, а вертолет, в котором находился незнакомец разбился.

Здесь же в Афганистане Светлана встретила свою судьбу.

 — В 87-м году мы уехали из Афгана. Муж служил в Усурийской бригаде спецназначения. В 93-м его перевели в Чучково: 16-я отдельная гвардейская бригада специального назначения. К тому времени я стала мамой двух дочерей. Работы не было, поэтому я пошла служить в армию. Правда, мне еще в Афганистане предлагали пойти учиться в Школу прапорщиков, но я отказывалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image